Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Происходящие в современном мире и в России экономические, социальные, политические процессы не могут не оказывать влияния на политическую сферу, что, в свою очередь, влечёт эволюцию такой важной характеристики политической системы, государственности в целом как политический режим. В настоящее время редко можно встретить какой-либо другой термин, который использовался бы столь часто, как «политический режим». Политический режим, получивший сегодня столь широкое признание в науке и практике, вместе с тем продолжает оставаться одним из тех явлений, которые при ближайшем рассмотрении оказываются недостаточно понятыми.
Проблема политического режима в настоящее время вызывает немало споров среди юристов, философов, политологов, социологов. Ещё большее значение данная тема приобретает в условиях переходных состояний, политической нестабильности, смены политических ориентиров развития. Это относиться и к современной России. Многие поворотные события последних лет в нашей стране наиболее тесным образом связаны именно с функционированием политического режима, с системой властных отношений, развитием демократии, методами и способами проведения внутренней и внешней политики. Всё вышесказанное указывает на актуальность и особую значимость данного исследования, на необходимость разобраться в функционировании базовых процессов, составляющих основу власти, политического режима и государственности в целом.
Объектом работы являются общественные отношения, сложившиеся в сфере правового регулирования государственных политических режимов в современном мире.
В качестве предмета выступает правовая база в сфере регулирования государственных политических режимов в современном мире.
Цель курсовой работы – рассмотреть государственные политические режимы в современном мире.
Задачами курсовой работы являются:
– исследовать понятие политического режима и его характерные черты;
– рассмотреть демократический государственно-политический режим;
– охарактеризовать недемократические политические режимы.
В работе использованы труды таких авторов как В.В. Лазарев, С.В. Липень, А.В. Мелехин, М.Н. Марченко, О.В. Мартышин, В.Д. Перевалов, Т.А. Клепицкая, А.А. Кондрашев и др.
Структура работы включает введение, три раздела, в заключении делаются выводы, список использованных правовых актов и литературы.
1. Понятие политического режима и его характерные черты
Изучение такого понятия как «политический режим» на протяжении многих веков привлекает к себе интерес представителей всех общественных наук, в том числе не обходят его вниманием и юристы. Мнения ученых расходятся относительно классификаций, критериев, форм и отличительных характеристик политических режимов.
Политический режим – понятие объемное, которые дает ответы на многие вопросы, например, каковы отношения между правительством и населением страны, каковы задачи руководства страны, как происходит завоевание и передачи власти. Каждое государство имеет свой политический режим.
Политический режим – это совокупность приемов и методов осуществления политической власти стране.
Существует огромное количество политических режим, так, например, американский ученый Хуан Линц предложил свою классификацию политических режимов: демократический, авторитарный, тоталитарный, посттоталитарный, султанический . Но из достаточно простых, широко распространенных классификаций политических режимов – деление их на демократические и недемократические.
Любой политический режим строится на поддержании общественного порядка, без которого не сможет нормально существовать идеология и сам политический режим. Из всего выше сказанного следует. Для того чтобы понять суть политического режима, нам следует изучить сущность, основные компоненты и дать ему характеристику.
XXI век – это период глубоких социальных, экономических и политических преобразований в современном российском обществе. Такая всеобъемлющая трансформация уникальна по своим формам проявления, по масштабам и по специфике решений.
Еще с конца XX века в Российской Федерации запущен процесс реформ, направленных на построение свободного и демократического общества, а также нового политического режима.
Политическая система современной России определяется Конституцией РФ , принятой 12.12.1993 всенародным голосованием. Безусловно, Основной закон нашей страны закрепляет положения, которые позволяют охарактеризовать ее как демократическую, но в действительности политическая система России во многом не соответствует общепринятым критериям демократии. Подтверждением данного положения может служить представительность (репрезентативность) власти, ее ответственность перед населением и обществом, наличие эффективного общественного контроля за властью. Политологи и аналитики определяют данную систему как «авторитарную демократию», «режимную систему», возникновение которой означает слабость государства и некоторую незрелость гражданского общества.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. Миронов Н.А. Механизмы реализации демократии в современном обществе. Проблема социальной динамики и общественного прогресса // Социально-экономическое управление: теория и практика. 2018. № 2 (33). С. 67-68.
3. Аракелян Г.Б. Демократия как социальная и политическая утопия // СОТИС – социальные технологии, исследования. 2017. № 1 (81). С. 33-40.
4. Белозеров А.С., Никодимов И.Ю. Политические режимы // Типология государства и генезис развития социальной идеи. Вопросы теории и практики Сборник статей. 2018. С. 48-63.
5. Бизин К.В. КПРФ и социал-демократическое движение в современной России / К.В. Бизин // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 19-29.
6. Васильев С.В. Идеалы правовой демократии и социальная реальность России: к вопросу соотношения // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Экономика. Право. Управление. 2016. № 3. С. 122-129.
7. Елисеев С.М. Демократия и социальное неравенство // Дискурс. 2018. № 3. С. 80-89.
8. Ефимова К.А., Бирюкова К.Э. Политический режим и его характерные черты // Вестник науки и образования. 2018. Т. 2. № 5 (41). С. 118-119.
9. Катомина В.А., Позднякова О.Е. Демократия как политический режим // Актуальные проблемы современного конституционализма материалы II Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов и молодых ученых. 2017. С. 111-114.
10. Кесян Г.А. Особенности демократии как формы политического режима // Актуальные проблемы современного конституционализма. 2017. С. 115-118.
11. Коротец И.Д. Демократия: проблема баланса конфигурации и содержания социально-политического процесса // Сборник конференций Сборник материалов международных научно-практических конференций / Под редакцией А.А. Коротких. 2018. С. 35-38.
12. Короткова О.А., Михайлова Э.М. Политический режим как элемент формы государства // Заметки ученого. 2018. № 9 (34). С. 58-61.
13. Кузьмина Е.А. Гибридизация современных политических режимов // Вестник Поволжского института управления. 2017. Т. 17. № 2. С. 99-104.
14. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2015. 512 с.
15. Насыров Р.В. Об истоках и видах тоталитарного политического режима // Русская политология. 2018. № 1 (6). С. 127-135.
16. Типология режимов Х. Линца [Электронный ресурс] // Теория политики: Учебное пособие. URL: http://politics.ellib.org.ua/pages-3175.html.